Конечно, для возникновения нового религиозного движения имелись предпосылки, и первая – это существование в крестьянской среде двух мощных движений: духоборчества и молоканства, появившихся ещё в восемнадцатом веке. Эти движения выразились в полном отвержении религиозной обрядности, в трезвенности и труде. При этом молокане отличались стремлением узнавать Библию и жить в соответствии с ней, тогда как духоборы (или «духоборцы») к Священному Писанию относились с некоторой опаской. Получив свою порцию преследований от царского правительства некоторые из этих общин осели главным образом на Кавказе и в Сибири, имея в своих рядах несколько поколений русских крестьян, ремесленников и предпринимателей, не крещёных в Русской Православной Церкви. Первые баптисты на Кавказе были выходцами из русских молоканских и духоборческих общин.
Вторая предпосылка – это проводившаяся работа по переводу на русский язык и распространению Библий. Тогда как европейцы имели доступное Писание на своих языках, русская Библия существовала в церковно-славянском исполнении и представляла собой несколько выверенный текст, восходящий ещё к Кириллу и Мефодию. Во второй половине девятнадцатого века возникло Общество по распространению книг Священного Писания, известное также как движение «Книгоноши». Для выполнения своей задачи Общество собирало деньги. Членами Общества были представители различных конфессий, помимо православных христиан в него входили лютеране и католики. Книгоноши покупали Библии в крупных городах, заказывали в иностранных Библейских обществах и распространяли священные книги с минимальной наценкой. Они проходили и проезжали на телегах множество миль, продавали Библии на деревенских ярмарках и просто на улицах, а некоторые книгоноши умудрялись продавать Писание даже в кабаках и на кладбищах. Рассказ о книгоноше присутствует в романе Ф.М. Достоевского «Бесы». За тридцать лет «Общество» распространило 1 588 413 экземпляров Священного Писания – Библий, Псалтирей, Новых Заветов и отдельных книг; в том числе около 150 000 экземпляров – в Сибири, Приамурском крае и в Туркестане.
В 1818 году вышло из печати «Четвероевангелие», в 1822 году напечатан весь Новый завет, а в 1876 году выпущена вся Библия на русском языке – так называемый «Синодальный перевод». Всё это делало доступным Священное Писание, сыгравшее ключевую роль в деле возникновения и распространения евангельско-баптистского, и других протестантских движений в России.
Третья предпосылка – отмена крепостного права, крестьянская реформа 1861 года. Освобождение крестьян вернуло им чувство собственного достоинства, научило не бояться перемен.
Итак, то явление, которое сами баптисты называют евангельским пробуждением, началось во второй половине девятнадцатого века, в трех местах Российской империи. Немного подробнее остановимся на этих событиях, а после поговорим о том, во что верят евангельские христиане-баптисты, каково устройство их церквей и богослужения, после чего мы сможем перейти к заявленной теме и поговорить об участии баптистов в жизни общества.
Баптисты Кавказа, как уже было сказано, являлись выходцами из русских общин духоборов и молокан, и первый из них – купец и молоканский наставник Никита Исаевич Воронин. Его духовные искания привели к спорам с молоканами по поводу крещения, которое те понимали как духовное, а не фактическое действие. Знакомый Воронина, сириец или ассириец по национальности, приехавший из Персии христианин-пресвитерианин по вероисповеданию, Яков Деляков (Якуб Каша) познакомил его с баптистом из Литвы, немцем Мартином Карловичем Кальвейтом, с которым у Воронина обнаружилось поразительное единство взглядов на духовную жизнь. Кальвейт и крестил Воронина в реке Куре 20 августа 1867 года. Через некоторое время бывший молоканский наставник Воронин и сам крестил две молоканские семьи, чем положил основание Русской баптистской церкви в Тифлисе. Тем временем немецкая баптистская община распалась и Кальвейт со своей семьей также присоединился к русской общине. Отметим, что в своём духовном поиске Воронин был достаточно самостоятельным, для того, чтобы не воспринимать взгляды Делякова, бывшего детокрещенцем, а принять крещение от Кальвейта, взгляды которого были ему близки, и тем не менее основать собственную общину. Кстати, на социальной лестнице Кальвейт находился ниже Воронина.
В очерке православного священника Николая Каллистова, «Русская община баптистов в Тифлисе», опубликованном в 1879 году приводится такое описание Воронина: «Брюнет высокого роста, с маленькими черными глазами, представительный во всей фигуре. Обладает отличным изустным знанием Библии, обширной начитанностью по предметам богословского знания и свободным даром речи. Все, что есть на русском языке по догматическому и нравственному богословию Ворониным прочитано. Он может не только наизусть прочесть текст, но и указать с математической точностью главу книги и даже стих. Личность Воронина по принятию им учения баптистов является весьма важною в их общине, особенно если принять в соображение то обаяние, каким он пользовался прежде у молокан, куда теперь направлены все старания и заботы баптистов. Но Воронин на этом не остановился, он стал мало-помалу склонять и других молокан, и обратил особое внимание на своего молодого приказчика Василия Павлова, который природными способностями и сметливостью подавал большие надежды».
Талантливый проповедник Василий Гурьевич Павлов, представители Тифлисской интеллигенции, педагоги Тресковский, Кирхнер, сестры Жако и другие сделали Тифлисскую общину заметной в обществе. В общине действовал церковный совет, воскресная школа, были избраны пресвитер, учитель, дьяконы. По образцу Тифлисской стали формироваться и другие общины. Верующие пытались осмыслить начавшуюся у них новую жизнь, они задавались вопросами, которые сейчас для нас могут показаться смешными или наивными: позволительно ли в воскресный день назначать репетиции хора, посещать больных, пользоваться общественным транспортом? Позволительно ли одалживать деньги под проценты или вкладывать деньги для извлечения прибыли? Как примирить членов общины, находящихся во вражде между собой? На эти вопросы были найдены ответы: в воскресный день делать добро можно и должно, одалживать деньги под проценты можно, если одалживаешь богатому на развитие бизнеса, а с бедного брать процент нельзя, людей, не желающих примириться, следует призывать к примирению, а если отказываются – отлучать от общины. Так основатель и генеральный спонсор первой тифлисской общины, первый русский баптист Никита Исаевич Воронин был отлучен, поскольку вложил деньги и сал компаньоном ростовщической компании. Это привело к образованию «Второй тифлисской общины», но впоследствии он раскаялся и общины воссоединились.
Вторым центром возникновения русского баптизма был юг Украины – Херсонская губерния, Одесский и Елизаветградский уезды, оттуда движение распространилось также в Таврическую губернию. Рядом с русскими и украинцами на юге Украины проживали немецкие поселенцы, приехавшие в Россию при Екатерине II. Немцы проживали на Хортице, в колониях Старый и Новый Данциг, они были представителями различных конфессий – лютеране, католики и менониты. Их религиозный дух угас, но благодаря труду немецких проповедников Бонкемпера и Вюста среди немцев началось духовное пробуждение, обновление веры и возник интерес к изучению Священного Писания. Для изучения Писания немцы собирались на неформальные собрания, домашние библейские часы, называемые «штунден» – «час». Проповедовать православным, и тем более крестить русских и украинцев категорически запрещалось, однако проживая рядом, нанимая работников немцы конечно оказывали на них какое-то влияние и это привело к обращению к вере русских и украинцев. Но русские и украинцы здесь также были не только православными. В этих местах присутствовали молокане и вышедшие из молокан «Евангельские христиане-Захаровцы». Река Молочная вероятно получила свое название от проживающих поблизости компактными поселениями молокан.
Первые баптисты юга Украины были крестьянами. Крестьянин Ефим Цимбал принял крещение, пробравшись в группу из тридцати принимавших крещение немцев. Он сам, в свою очередь, крестил Ивана Рябошапку и других. К 1870 году русская община в деревнях Карловке и Любомирке насчитывала до семидесяти крещеных членов. Вновь необходимо отметить, что даже испытывая влияние и принимая крещение от немцев, российские крестьяне были самостоятельны и активны в своем выборе, и создавали русские, а не пополняли немецкие общины.
Поначалу южноукраинских баптистов называли штундистами, но достаточно скоро пути штундизма и баптизма разошлись. Штундисты не стремились к упорядоченной организации своих общин в смысле избрания официальных служителей – пасторов или пресвитеров. В штундистских собраниях зачастую проповедовались социалистические идеи, что вызывало ожесточенные преследования верующих не за Имя Христово, а за политику.
Несмотря на крестьянское происхождение, лидеры первых баптистских общин тянулись к образованию, зачастую получая его уже в зрелом возрасте, изучая не только грамоту, но и иностранные языки. О многих из них известно, как о талантливых проповедниках и организаторах. Так, крестьянин Иван Рябошапка научился читать и писать, когда ему было уже за тридцать, а также научился понимать немецкий текст. А баптистский пастор с кавказа Василий Павлов, в юности бывший приказчиком в купеческой лавке, освоил множество языков, среди которых не только английский и немецкий, но и еврейский, греческий, латынь – всего около двадцати языков.
Третий центр евангельского пробуждения – Петербург, куда по приглашению великосветской дамы Елизаветы Ивановны Чертковой приехал английский проповедник лорд Редсток. В результате его проповеди пришли к вере гвардии полковник В.А. Пашков, граф А.П. Бобринский, граф М.М. Корф, княгини Н.Ф. Ливен, В.Ф. Гагарина и образовалась евангельская община, в которой звучали библейские проповеди и незаученные, сердечные молитвы; община, в которой были разрушены сословные барьеры и порой в качестве проповедника мог выступить кучер, а его слушателями могли оказаться люди, занимающие на социальной лестнице значительно более высокие ступени.
В течение четырех лет, до 1878 года лорд Редсток был в России дважды, в Петербурге и в Москве, и в это время общину его последователей называли редстокистами, после же его отъезда их стали называть пашковцами, по имени руководившего общиной Василия Александровича Пашкова. Сами же они называли себя просто верующими. Посетивший богослужение пашковцев обер-прокурор Священного синода К.П. Победоносцев докладывал, что на собрании присутствовало «не менее тысячи пятисот человек всякого звания».
Вызывает восхищение то, что зародившись одновременно в трех удаленных друг от друга местах Российской империи евангельско-баптистское движение начало стремительно объединяться и самоорганизовываться.
Первым идею о проведении объединительного съезда подал В.А. Пашков. Съезд состоялся, на него собрались представители различных евангельских течений – пашковцев, штундистов, баптистов, братских менонитов и евангельских христиан-захаровцев – всего около ста человек. Завершился съезд раньше намеченного срока, поскольку приезжие делегаты были арестованы, и после суда высланы из Санкт-Петербурга. Впоследствие съезды проводились достаточно регулярно, но уже не в столицах, они проводились в Нововасильевке и в других селах, а также в городах: Владикавказе, Ростове-на-Дону, Царицыне. На этих съездах решались как богословские, так и организационные вопросы – избрание и обеспечение благовестников, выпуск журнала и другой духовной литературы. Интересно, что на съезде 1903 года, проходившем нелегально, было высказано предложение не допускать среди верующих поместных церквей распространения брошюр, имеющих противогосударственную направленность.
Значительной особенностью истории евангельских христиан-баптистов являются непрекращающиеся преследования сперва со стороны царского правительства, а затем – со стороны коммунистической власти. Трудно даже представить себе такую жизнь: браки верующих не регистрировались до тех пор пока общины не получили право вести специальные книги записи гражданских актов, соответственно дети верующих считались незаконнорожденными, что приводило к трудностям при оформлении наследства; бывали случаи изъятия детей из семей верующих, либо их насильственные крещения. Многие проповедники и миссионеры попадали в тюрьмы и ссылки. Так Василий Гурьевич Павлов дважды, с полугодовым перерывом отправлялся в ссылки в Оренбург, по четыре года каждая, причем во вторую ссылку он отправлялся по этапам. Неоднократно высылался Никита Исаевич Воронин, Около тридцати верующих братьев были высланы в армянское селение Гирюсы – крайне неблагоприятную для проживания местность с неплодородной почвой и вредным климатом. Высланная из Петербурга в Гирюсы молодая сестра Дарья Меркульевна пробыла в ссылке 16 лет (до 1905 года). Некоторых верующих высылали в Польшу, Полесье, Северный и Оренбургский край, некоторых – в Восточную Сибирь – Минусинский и Нарымский край.
Свои съезды проводили и так называемые «противораскольничьи миссионеры». В 1891 году такой съезд под председательством самого обер-прокурора Священного Синода К. П. Победоносцева в своей резолюции высказал пожелание о том, чтобы «сектантам» запрещали менять место жительства, а их паспорта помечались таким образом, «чтобы их нигде не принимали ни на работу, ни на жительство, пока жизнь в России не станет для них невыносимою». Кроме того, как в 1891 году, так и в 1897 году антираскольничьи съезды выступали с предложением отбирать детей у «упорствующих сектантов» и передавать их на воспитание в православные семьи.
Такое неоправданно жестокое преследование людей подчас наиболее честных, трудолюбивых и трезвенных вызывало справедливое возмущение интеллигенции. В защиту верующих выступали А.М. Бобрищев-Пушкин, А.С. Пругавин, С.П. Мельгунов, М.А. Стахович, за границей материалы о преследованиях русских верующих собирал и публиковал революционер В.Д. Бонч-Бруевич, а среди самих баптистов преследование привело к возникновению правозащитной деятельности, которой занимались член Киевской общины баптистов Иван Петрович Кушнеров, харьковчанин Василий Николаевич Иванов.
Предводитель дворянства Орловской губернии М.А. Стахнович в газете «Новое время» писал: «Кто же запретил свободу совести в России и кто карает? Разобравшись в законах, выходит, что карает гражданская власть вместе с духовной. При этом они не только соединились, но и перепутали свои несовместимые области… Не именем духовного начальства, не от имени духовенства, а во имя церкви надо высказать, что насилие над совестью бессовестно, и где нет свободы, там нет искренности, нет веры правой и неправой… Вы помните? С согласия и ведома священника и начальства заперли заподозренных штундистов в церкви, принесли стол, накрыли чистой скатертью, поставили на него икону и стали выводить по одному. Приложись! – повелевали. А в ответ: «Не хочу прикладываться к идолам…» И принимались пороть тут же. Послабее которые, после первого раза возвращались в православие. Ну а которые – до четырех раз выдерживали… Вы говорите, батюшка, было в начале сорок семей, а теперь четыре. Где же остальные?… А милостью Божией сосланы в Закавказье и Сибирь».
Исследователи-современники отмечали особую организованность и дисциплину баптистов, хотя баптистские церкви не существовали как единое целое. Существовали автономные общины и существовали общины, не называвшиеся баптистскими, хотя по духу они были очень близки баптистским. И вот группа молодых верующих Петербургской общины (не называвшейся баптистской) решает собираться самостоятельно и приглашает для руководства новой общиной молодого инженера, выпускника Санкт-петербургского Технологического института Ивана Степановича Проханова. Девятого января 1905 года, когда происходил разгон мирной демонстрации рабочих, ставший катализатором Революции 1905 года, в пригороде Санкт-петербурга происходила не просто организация новой общины, но и закладывалась основа Русского Евангельского союза, впоследствии оформившегося как Всероссийский Союз Евангельских христиан.
Лидеры баптистов, отец и сын Павловы, братья Мазаевы, Голяев, Фетлер, Одинцов и многие другие были несомненно одарёнными, энергичными людьми, их стремление было направлено на расширение братства путем проповеди Евангелия и организации новых церквей. Стремлением же Ивана Проханова, и основанного им Союза евангельских христиан было духовное просвещение и религиозная реформация общества. Это духовное просвещение осуществлялось через выпуск духовно-назидательных журналов, сборников духовных гимнов, через организацию молодежных христианских кружков, активное служение проповеди и раздачи Евангелий в тюрьмах. Обладая незаурядными организаторскими способностями, а также способностью и любовью к сочинительству И.С. Проханов перевел на русский язык с английского и написал множество текстов богослужебных гимнов, мелодии для которых подбирались или сочинялись студентом Петербургской консерватории К.Г. Инкисом. И.С. Проханов выступал за такое устройство жизни верующих, чтобы сама эта жизнь становилась свидетельством о Христе и светом для окружающего мира. Он призывал к получению образования и занятию наукой – с тем, чтобы Евангелие влияло на науку. «Среди нас не должно быть ни одного неграмотного мужчины или женщины» – отмечал Проханов в документе «Евангельский образ жизни», принятом на Всероссийской конференции в 1926 году. Верующие, присоединявшиеся к евангельским общинам, будучи неграмотными обучались чтению и письму. Евангелие должно находить выражение в развитии искусств – литературе, музыке, архитектуре, живописи и скульптуре, Евангелие должно влиять на практическую жизнь человека и находить свое выражение в ней – «Евангельские яблоки, евангельская пшеница, евангельская птица должны быть лучшими по сравнению с другими… Порядок и красота повсюду – вот христианский стиль жизни».
Революция 1905 года привела к пересмотру отношения правительства к инакомыслящим, в результате чего был опубликован указ «Об укреплении начал веротерпимости», вслед за тем – манифест «О даровании населению незыблемых основ гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов», в 1906 году – указ «О порядке образования и действия старообрядческих и других общин и о правах и обязанностях, входящих в состав общин последователей старообрядческих согласий и отделившихся от Православия…» Эти документы позволили регистрировать общины и религиозные организации, легально заниматься издательской и общественной деятельностью. Евангельские христиане и баптисты проводили съезды, издавали журналы и книги. Были учреждены два Союза – баптистов и евангельских христиан. Сколько же усилий по объединению этих фактически родственных союзов было потом затрачено! Но все-же разнообразие, богатство возможностей, открывающихся из-за существования двух союзов, пожалуй перекрывают недостатки временного разобщения.
Зачем же нужны союзы? – Они нужны для организации съездов и конференций, для организации миссионерской деятельности и богословского образования, для издательской работы и для взаимодействия с государственной властью и другими конфессиями. В руководство союзов избирались энергичные, образованные служители, обладающие большим духовным авторитетом среди верующих. Руководства союзов осуществляли не законодательные, а исполнительные функции в промежутках между съездами.
В 1910 году в Петербурге построен «Дом Евангелия» – церковное здание общины баптистов с тремя залами – главный зал на 2000 мест (он мог вместить до 3000 человек), залы на 400 и 600 человек. «Дом Евангелия» стал центром не только богослужебной, но и благотворительной деятельности баптистов Санкт-петербурга. Например, верующие устраивали ночные рейды по злачным местам Петербурга, приглашая отверженных обществом людей на специальные богослужения, где многие изменили свою жизнь. Или еще: общиной «Дома Евангелия» были закуплены двести швейных машин, которые раздавались девушкам из бедных семей, причем в самом Доме Евангелия были организованы занятия для этих девушек, на которых они могли научиться шить и одновременно знакомились с Благой Вестью – Евангелием. Тогда же в Петербурге действовало несколько общин Евангельских христиан, также проводивших активную социальную работу: действовали открытые верующими дешевые столовые, а небольшой заработок беднякам можно было получить, работая в евангельских швейных мастерских и прачечных.
Первая мировая война принесла новые преследования. Верующих подозревали в симпатиях к немцам, в получении денежных средств от Бисмарка из военного фонда. Отвечая на эти заявления Павлов писал: «[Мы] виноваты в симпатиях к немецкому народу? Пусть будет так. Тогда тех же упреков должны заслужить наши цари, великие князья и другие высшие сановники, которые столетиями роднились с немцами. А духовенство? Русская богословская наука всегда была в плену у Запада и особенно у немцев! Это не мое замечание, а профессора Петроградской духовной академии Бронзова. Целое поколение пастырей православной церкви воспитывалось на немецком богословии… – И о деньгах, якобы пожертвованных Бисмарком – Мы, русские баптисты, ровно ничего не знаем об этой значительной сумме. Мы утверждаем, что никогда, со дня появления русского баптизма в России и доныне, ни русские, ни немецкие баптисты не получали никаких денег от германского правительства для распространения баптизма в России. Собранные в 1913 году в день 25-летнего юбилея кайзера суммы назначены им для распространения Христианства не в России, а среди язычников в Африке, в Камеруне». И все-таки собрания верующих повсеместно закрывались, а против служителей возобновлялись судебные преследования по делам многолетней давности. И это несмотря на активную социальную позицию и служение обществу: в Доме Евангелия организован лазарет и выделено шесть квартир и большой зал для раненых, в Балашове организован госпиталь на 15 коек, московская община арендовала помещение для лазарета, Астраханская община приняла на свое попечение 32 раненых солдата, и провела сбор средств. По всем общинам баптистов и евангельских христиан был объявлен сбор в фонд «Милосердного самарянина», за первые месяцы войны было собрано 14976 рублей.
Несмотря на патриотическую активность верующих, одним из множества репрессивных действий стала высылка из страны выдающегося проповедника, пастора «Дома Евангелия», латыша по происхождению, Вальтера Андреевича Фетлера. Но посвятивший себя служению России, Фетлер организовал «Евангельский комитет по работе среди русских военнопленных в Европе». Находясь в Нью-Йорке он собрал значительные денежные средства для издания евангельской литературы. 28 ноября 1917 года в Берлине провела работу инспекторская комиссия, которая выявила, что за собранные в Америке деньги было выпущено и распространено в военных лагерях 1625754 единиц литературы. По данным комиссии, 900 военнопленных участвовало в распространении литературы, становясь, таким образом, добровольными помощниками; были отведены специальные бараки для проведения собраний. Комиссия отметила, что в 36 военных лагерях, посещаемых служителями, обратились к Богу, по крайней мере, 20000 военнопленных. К концу 1920 года более 500 уверовавших русских военнопленных окончили библейский курс, подготовленный Миссионерским Союзом. Конечно, это заслуга не одного только Фетлера, но и немецкой миссии «Свет на Востоке».
Итак, ко времени Революции имелось два сформировавшихся, распространившихся по всей России, стабильно растущих союза: Евангельских христиан и баптистов. Они имели единое богословие, с незначительными различиями в обрядовой практике, в некоторых местах конкурировали друг с другом, в некоторых – действовали сообща, и постоянно рассматривали вопрос объединения.
Февральская, и затем Великая Октябрьская революции принесли в жизнь баптистов временное облегчение. Без затруднений начали предоставляться помещения для проповеди, без ограничений проводились съезды, духовные концерты и лекции, верующие, имеющие пацифистские убеждения могли получить освобождение от воинской службы, и это в период Гражданской войны! Далеко не все евангельские христиане и баптисты были убежденными пацифистами, и такие убеждения следовало подтвердить на специальной комиссии. Деятельность Союзов активизировалась. Открывались библейские курсы и курсы проповедников, издавалась духовная литература. Исследователь евангельского движения в Советском Союзе Вальтер Заватски приводит такие данные по численности союзов: «Полностью точной статистики не существует, но к 1917 г. численность евангелического движения выросла до 150 тыс. членов. За последующие семь лет как евангельские христиане, так и баптисты, увеличили свою численность почти в пять раз. Согласно оценке, сделанной в 1924 году, ежегодный прирост этих церквей в Сибири составил 10 процентов, а на Украине он доходил до 15 процентов». Историк С.Н. Савинский приводит другие цифры: 200 тыс. в 1917 году и 800 тыс. к 1928 году. И ведь здесь речь идет о членах церкви, то есть о крещеных в сознательном возрасте людях, регулярно участвующих в жизни своих общин, имеющих твердые убеждения и образ жизни, соответствующий библейским требованиям. А сколько могло быть интересующихся или сочувствующих? Сколько детей и подростков, еще не успевших принять крещение?
Когда в конце 1920 – в 1921 году в Поволжье и примыкающих к нему губерниях Заволжья разразился голод – Коллегия Всероссийского Союза баптистов обратилась к зарубежным баптистским и другим христианским организациям с призывом «отставить всякие политические соображения в сторону и помогать Советской России, следуя глубокому убеждению, что из добра не может выйти зла». И такая помощь была оказана, а большевистское правительство эту помощь приняло.
Вместе с тем активизировалась и антирелигиозная пропаганда. С 1922 года издавалась газета «Безбожник», вокруг которой образовалось сообщество, переросшее в официально открытый в 1925 году Союз воинствующих безбожников. Эта организация обладала достаточными полномочиями не только для антирелигиозной агитации, но и для воспрепятствования деятельности общин.
Сталинские репрессии, когда они были направлены целенаправленно на верующих, прокатились тремя волнами, основные аресты происходили в 1929-1930, 1933-1935 и 1937-1938 годах. В 1935 году Правление Союза баптистов прекратило свое существование, Всероссийский Совет Евангельских христиан номинально продолжал существовать, но вся религиозная жизнь была парализована. Служители церквей арестовывались, избираемые на их место служители арестовывались, в случае же если церковь не имела официальных служителей – она теряла регистрацию и закрывалась. В результате оставалось лишь четыре официально зарегистрированных общины евангельских христиан и баптистов.
Удивительно, что, как разгром, так и восстановление евангельских общин происходили по инициативе И.В. Сталина. С 1942 года начали, вслед за некоторыми православными общинами нелегально проводить богослужения евангельские христиане и баптисты. Тогда уже не так важно было, кто принадлежит к какому союзу. Бывшие руководители Союзов (члены Временного Всесоюзного Совета), освободившиеся из мест заключений подготовили Письмо-воззвание с призывом к верующим исполнять свой долг перед Богом и перед Родиной. Собирались средства на постройку санитарного самолета. И в 1944 году на Съезде-совещании в Москве был образован единый Союз Евангельских христиан и баптистов, в названии которого в скором времени предлог «и» был заменен на дефис. Первое время работники Союза занимались главным образом легализацией повсеместно открываемых церквей. После победы последовал взрывной рост евангельских и православных церквей. Так к 1948 году, по некоторым сведениям, в Советском Союзе уже существовало около четырех тысяч общин и групп евангельских христиан-баптистов с общей численностью порядка четырехсот тысяч членов, а к концу пятидесятых годов – 5400 общин с более чем полумиллионной численностью верующих. По другим данным, на январь 1959 года существовало 2093 зарегистрированных и около тысячи незарегистрированных общин с общей численностью приблизительно 302 000 членов.
В 1948 году легализация новых общин прекратилась. При этом почти половина общин осталась незарегистрирована, то есть поставлена вне закона. После смерти Сталина многие незарегистрированные общины, имеющие молитвенные дома были зарегистрированы.
Не долго для верующих длилась так называемая «Хрущевская оттепель». Давление на верующих оказывалось через организационную структуру Союза, через систему старших пресвитеров и пресвитеров общин, вынужденных отчитываться перед уполномоченными Совета по делам религиозных культов. Таким образом церковная жизнь сворачивалась. В декабре 1959 года Пленум Президиума ВСЕХБ принял «Положение о Союзе ЕХБ в СССР» и «Инструктивное письмо старшим пресвитерам ВСЕХБ», которые в феврале 1960 года были направлены на утверждение в Совет по делам религиозных культов. Этими документами религиозная жизнь верующих сводилась к удовлетворению их духовных потребностей в стенах молитвенных домов. Принятие этих документов раскололо Союз. Возникла инициативная группа, выступающая за созыв Съезда, переросшая в мощное инициативное движение, впоследствии оформившееся в самостоятельно действующий (преимущественно нелегально) Совет церквей ЕХБ. Критикуя официальных церковных служителей Союза и не подчиняясь «Положению» и «Инструктивному письму», реформаторы навлекали на себя поразительные обвинения властей в «нежелании принять новый устав ВСЕХБ». Именно таким было обвинение, вынесенное Алтайским областным судом, в результате чего пресвитер местной церкви был осужден на пять лет, братья Николай и Василий Хмара получили по три года, а Любовь Хмара – осуждена условно. Николай Хмара спустя две недели скончался в тюрьме не перенеся пыток. Через шесть недель после смерти Николая Хмары состоялось первое тайное заседание совета родственников заключенных и начали составляться первые подробные списки репрессированных. На своем пике, в 1963 году, несмотря на жесточайшие гонения движение реформаторов могло насчитывать 155 000 сторонников. Такое мужественное сопротивление привело к возвращению ВСЕХБ к практике созыва Съездов, к отзыву «Положения» и «Инструктивного письма». Теперь в Советском Союзе действовали официально – ВСЕХБ, получивший малую толику свободы, и полулегально – Совет церквей ЕХБ.
Проведение Съездов, начиная с 1963 года было очень важной практикой в вопросе восстановления баптистами своей идентичности. Союзы воспринимались как братства, при всем уважении к руководствам этих союзов – они не могли стать «иерархией». И все-же, весь период существования ВСЕХБ, братство сочетало в себе признаки епископального, конгрегационалистского и пресвитерианского церковного устройства, что не свойственно для западных баптистов.
Важным событием стало открытие в 1968 году Заочных библейских курсов. Преподавали на этих курсах служители старшего поколения, окончившие Библейские курсы в двадцатые годы, и также служители, получившие богословскую подготовку за рубежом. Курсанты получали для самостоятельного изучения комплект материалов, подготовленный преподавателями курсов и один или два раза в год приезжали на несколько дней для консультаций и экзаменов. Обучение проходили как пресвитеры (пасторы) и проповедники, так и регенты хоров. Заочные библейские курсы были преобразованы в Московский Богословский институт в 1991 году, а в 2007 году институт был объединен с Московской Богословской семинарией ЕХБ.
Преследования верующих стихли к середине восьмидесятых годов, и окончательно прекратились к 1988 году, когда страна отпраздновала тысячелетие крещения Руси. После этого в Советском Союзе, а затем в странах СНГ начали действовать многочисленные миссии, открывались новые церкви, роль Союза ЕХБ оказывалась все менее значимой, но уже к концу девяностых «бум миссий» стал проходить. Распад СССР отразился на жизни братства соответствующе: Всесоюзный Совет ЕХБ был реорганизован в национальные объединения церквей ЕХБ, в России таким объединением стал Российский Союз Евангельских христиан-баптистов. Но роль Союза, как объединяющей силы для общин была незначительна. Поместные церкви испытывали влияния различных богословских школ и направлений, подчас противоборствующих – кальвинистской и арминианской в отношении к вопросу спасения, фундаменталистской и консервативной, а иногда и либеральной в отношении к вопросу об авторитете и толковании Священного Писания. Российская богословская школа сдавала позиции перед западными – глубоко систематизированными, академичными, имеющими многовековой опыт непрерывного развития. Общины получали полную самостоятельность и принимали решение – остаться ли в Союзе, примкнуть ли к какому-либо из новообразованных союзов и объединений или быть полностью автономными. Но со все большей централизацией российского общества роль Союза вновь начала возрастать. Верующие все больше испытывают потребность ощущать себя единой семьей, братством. Есть потребность узнать и осмыслить свою историю – свидетельством тому являются многочисленные исследования, книги, статьи и радиопередачи по истории отечественного баптизма, публикации архивов отечественных периодических изданий – журналов «Христианин», «Баптист», «Братский вестник», архивных записей проповедей 1970-х годов. Через осмысление истории, богословия, традиций формируется облик отечественного баптизма.